Традиции и обычаи

Астау

Астау – исконно казахская деревянная посуда, блюдо для подачи бешбармака, плова, мяса, головы барана. Главное преимущество экологического табака – в таком блюде бешбармак дольше не остывает, а древесина придает нарядный вид праздничному столу.

Раньше у казахов был обычай: глава семьи, в которой скоро родится малыш, шел к мастеру и заказывал ему "астау". К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий.

Гостеприимство

Гостеприимство - одно из самых древних и незыблемых обычаев казахов был қонақасы - право гостя на угощение и предоставление ему ночлега. Нарушивший этот обычай мог предстать перед судом старейшин и заплатить за его нарушение немалый штраф.

Благодаря этой традиции любой человек мог легко путешествовать по степи, зная, что его везде примут, накормят, расстелят постель и присмотрят и присмотрят за конём. Қонақасы являлся обязательным правилом для каждой казахской семьи, независимо от её благосостояния.

Первый кумыс

Весной, когда казахи отправлялись на жайлау - летнюю кочевку, наступала пора первого кумыса. Люди садились вокруг большого дастархана и, с пожеланием “Байлар көбейсін!”, угощались кобыльим молоком. Затем наступала пора проведения праздника первого кумыса - қымызмұрындық, для чего заквашивали кобылье молоко в течение девяти дней, добавляя в него свежие надои. Празднование длилось несколько дней. Право испробовать первый кумыс всегда принадлежало самой старшей женщине и лишь потом кумыс передавали остальным.

Казахская свадьба. Сватовство. Бешатар.

Женитьба сына и замужество дочери всегда волновали родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных людей. Далее происходило сватовство, в преддверии бракосочетания в дом невесты приезжали сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. Если переговоры проходили успешно, отец, в свою очередь, вручал главному свату халат. Этот обычай именуется «шеге шапан». Приготовление «құйрық бауыр», блюда из печени и курдючного сала, также свидетельствовали об удачном завершении сватовства.
После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал», который выплачивается в основном скотом и зависел от достатка и состояния сватающихся.
Следующий этап праздника – проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжали сваты. Начинался той: игры, песни, танцы; дарились подарки. Рано утром, невесту вместе со сватами отправляли в дом жениха. Процедура прощания, сопровождалась исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар».
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «Беташар». Исполнял это обряд самый лучший акын импровизатор, который восхвалял ослепительную красоту невесты, прославлял самых влиятельных людей рода. Невеста в свою очередь прятала лицо за вуалью, и кланялась родственникам, которые старались как можно щедрее заплатить звонкой монетой. Бешатар заканчивается наставлениями, пожеланиями и открыванием лица невесты.
Казахи уделяли большое внимание подготовке приданого. Дарились красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), дорогая одежда, вещи, посуда. Часто дарили сразу деревянный сундук полный приданного, ему отводилось особенно почетное место в доме невесты.

Традиция «Бессике салу» Укладывание ребенка в колыбель

У казахов существовало множество традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка. Особенно радовались казахи сыновьям- как продолжателям рода.
На третий день после рождения, всегда устраивали праздник, и в этот день младенца первый раз клали в бесік – колыбель-качалку.
Для казахского народа это священная вещь, которая часто переходила из поколения в поколение и бережно хранилась, ожидая своего часа.
На той приглашали самых важных и близких гостей, накрывался праздничный дастархан, а после проведения обряда объявлялось имя ребенка.
Для выполнения обряда приглашали самую опытную и уважаемую родственницу. Сначала соблюдая казахское поверье, колыбель окуривали дымом, очищали и изгоняли злых духов. Стелили маленькие подушки и одеяла, потом пеленали малыша и специально сшитыми лентами перевязывали его в двух местах к бесику. Накрывали малыша разными семейными вещами, несущими смысл, например шубка и меха означали быть богатым, лошадиная уздечка предполагает пожелания мальчику стать сильным и ловким, девочкам клали зеркало и расческу, чтобы она выросла красивой.
Через отверстие бесика, в специальный установленный горшочек, обеспечивающий сухость ребенку, кидали конфеты и разные сладости, а женщины, не имеющие детей, подставляли руки и разбирали эти сладости на удачу забеременеть. Пели колыбельную песню «Бесік жыры».

Сегодня «Блэк» – это брэнд Казахстана, крупнейшее предприятие, имеющее свою
зарегистрированную торговую марку Блэк и авторские права на свою продукцию. Мы гордимся своим делом!

Миссия нашей компании - поддерживать культурную историю казахского народа, чтить и сохранять
традиции и обычаи наших предков.

Присоединяйтесь к нам, станьте частью нашей истории и позвольте себе погрузиться в мир красоты
и искусства.